Кириллова Софья Григорьевна Психолог, КПТ ДБТ гештальт

Динамическая группа (мужчины, женщины, дети...)

Мой блог / Просмотр публикации

 Пропиталась я респектом и уважухой к групповой терапии. Этот формат работы нацелен на формирование осознанности к своим эмоциям, и на накопление опыта обратной связи - эмоциональных откликов, на знакомство с проекциями других людей через погружение в контекст отношений. Эти 2 вектора развития - база эмоционального интеллекта.

Они играют большую роль в том, как принимать эффективные решения, достигать успеха, замечать свои мотивы к избеганию неприятного, неопределенного - того, что некоторые называют "ограничивающими убеждениями". Даже в отношениях с деньгами, властью, поиске пары, построению карьеры, выборе жизненно пути - во всех сферах старых пес может научиться новым трюкам только при условии развития осознанности к своим эмоциям, и накопив опыта обратной связи, знакомстве с разными проекциями, разных людей.

Мы все что-то думаем о людях. Как-то себе представляем их мотивы. Иногда проецируя свои собственные реакции на текущий контекст. Иногда предполагая, что другие люди всегда руководствуются или вредом для меня или желанием решить мои проблемы. Но ассортимент возможных реакции намного шире. А значит, и вероятность того, что построенные гипотезы не соответствуют действительности - высок. А отсюда и выбор действий получается неэффективным.

Осознанность к своим эмоциям очень сильно влияет на то, что я думаю про себя: "меня бы такое не зацепило", "я сейчас не сержусь, он просто дурак", "я просто считаю это глупостью". Осознавая свои эмоциональные реакции, мы учимся осознавать и свои потребности: Я испуган. чем-то неизвестным - хочу безопасности -  мне даст ощущение безопасности, если я уйду или если пойду в сторону неопределенности, неизвестного и больше про него узнаю. Устойчивость к осуждению тоже развивается в процессе столкновения и со своим желанием осуждать других, с тем, что даже если я 100 раз прав, но моей оценки не просили, на меня возникнет агрессивная реакция.  Ну и когда я получаю оценку, о которой я не просил, я сначала откликаюсь стыдом, а потом раздражением. И оказывается, я хочу, чтобы человек, который хочет меня исправить, прекратил так делать, но не всегда хочу разрывать с ним отношения. А может, я в такой ситуации склонен обижаться, и потом несколько дней не общаться с обидчиком... И могу узнать, как меня в этом видят другие. Как это влияет на их мотивы быть со мной, восстанавливать отношения. 

Динамические группы создаются в экзистенциальной психотерапии (и ее создатель Ирвин Ялом написал самый подробный и конкретный учебник по этому виду терапии), психоаналитиками некоторых направлений и гештальтистами. Кроме этих трех направлений бывают группы созданные и людьми, которые не проходили обучения в подходах. Мое мнение, что для того, чтобы быть хорошим тренером для группы, важно самому пройти длительный путь групповой терапии в динамической группе. И знаю, как это происходит только про гештальт, так как сама учусь в ней с 2019 года до нынешнего момента. Поэтому расскажу немного про этот подход. 

В гештальт-группе есть несколько видов активностей: это сессии с тренером в кругу. Чаще всего сессия длится 20 минут. Потом идет круг обратной связи. Задача круга - дать обратную связь на переживание клиента в круге и на работу терапевта в формате Я-сообщений, с опорой на эмоции, которые возникли в процессе наблюдения и слушания. Кроме этого, используются проективные методики: индивидуальные (например, каждый рисует рисунок с заданной темой) и групповые (на взаимодействие и осознание своих реакций в контакте с другими). Точно также происходит круг обратной связи. Задача тренера минимально давать интерпретации, направлять участников на процесс осознавания своих эмоций, своих способов прерывания контакта (это понятие гештальт-подхода). Выбор активностей группы гибко подстраивается под фигуру группы. Фигура группы  - это средняя по больнице потребность, интерес. Есть еще и средняя по больнице эмоциональная реакция на процессы, которая напитывпет фигуру энергией. Задача тренера также поддержание процесса формирования этой фигуры всеми участниками группы. От того, получится ли участникам синхронизироваться, зависит появится ли "ущемленные", которые захотят сбежать из группы. Очень интересно в подходе обрабатывается несогласие тренерами с большим опытом ведения групп. В основе признание права быть другим и смотреть на ситуацию иначе, найти место своему протесту внутри группового процесса. 

Динамические группы могут специализироваться на детях или подростках. В основе будет формирование социальных навыков, называние и определение эмоций, игры, проективные методики, импровизация. Для старших дошкольников группы - это способ формирования произвольности. Произвольность - это способность удерживать во внимании задачу, следовать плану. Это важное умение для школьника, но формируется оно в играх с правилами. В начальной школе отношения со сверстниками - это важная часть формирования самооценки. А уж как важно научиться действовать эффективно и выдерживать свои эмоции и в условиях конкуренции, и в условиях необходимости получения помощи и поддержки. Подростки узнают себя, получают признание своей уникальности, своих способностей создавать, строить, выбирать. Признание ровесников и их поддержка, доверие к тому, что они проходят похожие сложности, помогают чувствовать себя частью большего. Подростка быстро захватывают сильные эмоции, и то, что поддержка и узнанность сверстниками помогает справляться со стыдом немного облегчает процесс прохождения возрастного кризиса.

Динамические группы помогают и мужчинам, и женщинам, которые не планируют стать психологами решать профессиональные задачи, интегрироваться в коллектив, пробовать новые способы взаимодействия с руководством, налаживать отношения в семье. Все это решается не за счет советов, обучения навыков, а за счет осознавания себя в метафорическом опыте, где человек стремиться и достигает своей цели, по пути замечая, когда ему очень хочется свернуть с пути, какими эмоциями это сопровождается. 

Будущие психологи развивают в себе способность строить большее количество гипотез, что делает процесс диагностики проблемы клиента более качественным. Увеличивается способность к принятию людей, которые сильно отличаются. Увеличивается осознанность к своим эмоциональным реакциям, что помогает реже использовать интервенции, которые обоснованы не запросом клиента и выявленной сложностью, а эмоциональной реакций.