Родители и психотерапия детейМой блог / Просмотр публикации
Сегодня хочу поговорить вот на какую тему: "Детская психология". Точнее даже психотерапия детей. Все же детская психология как таковая - это наука о развитии, часть возрастной психологии. А вот психотерапия - это прикладная деятельность, направленная на то, чтобы у человека улучшилось качество жизни, появились более эффективные, адаптивные способы взаимодействия с миром. В этом плане работа с детьми преследует те же самые цели. И детская психология может в некоторых задачах быть очень похожа на педагогику, коррекционную уж тем более: Играем, лепим, рисуем, музицируем, сочиняем... Не всегда с заданным результатом (в педагогике дошкольного возраста тоже часто процесс важнее результата). По сути поведение ребенка, его эмоциональные реакции и его мотивация нарушаются обычно скопом. Или становятся заметны особенности ребенка только, если появляются поведенческие проявления, которых нет у большинства людей. Рисование, лепка, игра и тп - это лишь контекст, в котором можно символически разместить переживания и внутренние сложности. Задачи могут быть связаны с тревожностью, однотипными движениями, "вредными привычками", неформирующимися навыками, агрессией, невнимательностью и т.п. Какой бы психотерапевтическая задача не была, ее можно обозначить как неэффективный (или неприемлимый) способ, или результат долгого использования нерабочих способов реагирования. И вот тут я прихожу к родителям. Я как-то уже писала про высокочувствительных детей здесь. И может, немного еще где-то. Но общая суть: есть дети, у которых могут быть любые особенности (СДВГ, РАС, аллергические заболевания, частые болезни и т. п.) и/или экстремальный детский опыт (травля, насилие, алкоголизм близких, утрата и т.п.). И это половина дела в большинстве своем. Будут ли развиваться симптомы, интересные для психиатрии и которые можно корректировать психотерапией очень зависит от среды (близких взрослых). А среда к таким вызовам не может быть готова. Не к этому ее жизнь готовила. Готовила к воспитанию и реагированию просто на среднего ребенка, на край - такого же как соседский, но точно лучше меня в детстве... Да и я учту все ошибки родителей, и ребенок мой будет отражением победы в конкуренции с ними за звание отец/мать Что в этом не так? Это норма! Но эта норма весьма вредна для воспитания особого ребенка. Вредна, тк он ей соответствовать как минимум без потерь не может. При этом в жизни много вызовов, гле требуется перестройка планов. Не только родительство с особенностями, но и родительство вообще требуют перестройки. Почему она не происходит - это отдельная большая тема. Тем не менее, это все абстракции. Конкретно опишу пример (совпадения случайны): ребенок родился очень возбудимый. Плохо спал ночами. Часто болел. Аллергичный... Родители тоже плохо с ним спали, что не придавало им устойчивости. Ребенок переутомлялся. Устраивал истерики. Окружающие делали замечания родителям, давали советы. Не дай Боже ребенку, у родителей еще непростые отнощения со стыдом, и было очень важно через ребенка получить статус в обществе. Опять же, не патология, так бывает, но в данном контексте - это дровишки. В итоге: родители то игнорируют, то пытаются влиять (уговорами, объяснениями, стыжением, лишением сладкого, криком, угрозами, физическим воздействием), то пытаются ребенка успокоить (жалеют, обвиняют других, покупают утешительные предметы и вексняшки и т. п.). Эта круговерть и становится источником закрепления определенных поведенческих реакций. А эти реакции могут приводить к усилению симптомов дистресса. Так вот, эту кашу родители сами разгрести не могут. Ситуация высокотравматична для родителей, как бы кто не думал. А вот обращаться за помощью хочется в первую очередь, чтобы спасли и починили ребенка. Но его "поломки" поддерживаются травмированным окружением, их тревогами, их стыдом, их недостыпом, их попытками все исправить и обучить/воспитать, чтобы никто про них ничего плохого не думал... Или стараются не замечать, проваливаются в беспомощность, в депрессию. Всякое бывает. Тем временем ребёнок усиливает попытки исправить ситуацию разными видами проблемного поведения: агрессия, игнорирование, самоповреждение, самоизоляция и т. п. Приходя к детскому психологу, можно получить список советов в формате: не ругайте, хвалите, играйте и т. п. Они будут очень правильными чаще всего, но их применение может создавать дополнительные сложности, а ряд советов будет выглядеть как невыполнимый. Кроме того, важно понимать, куда и как конкретно, в конкретном случае применить этот совет. Часто для того, чтобы у родителя появилась мотивация, ему нужно чуть больше информации - психобразования. В популярных книжках не всегда она качественная и универсальная. Поэтому во многих подходах для родителей психотерапевт выделяет отдельные часы работы. А с некоторыми случаями вообще работа проводится с родителями без присутствия ребенка. Это не значит, что "все дело в родителях". Все дело в сложности ситуации. И если родитель привел ребенка, значит, ему важно, чтобы ребенку было лучше. А как мы помним, стыд у наших родителей весьма интенсивен, усиливать его обвинениями или родовыми сценариями просто неэффективно в большинстве случаев. И он усиливается из-за ситуации инаковости и является отягчающим фактором. Заканчиваю я на том, что родители, которые обучились навыкам и прошли терапию - это прямо основа изменений у детей.
Другие публикации:
|
Поэтому во многих подходах для родителей психотерапевт выделяет отдельные часы работы
Заканчиваю я на том, что родители, которые обучились навыкам и прошли терапию - это прямо основа изменений у детей.
Добавить комментарий »