Опора на ценностиМой блог / Просмотр публикации
Ценности - это то, о чем говорили философы, логотерапевты, экзистенциальные терапевты задолго до того, как эта тема стала активно включаться в поведенческие модальности. Очень сложно дать определение тому, что такое ценности. Вроде как это что-то " на кончиках пальцев", интуитивно понятное, а вроде как и оч тяжело переводимое в вербальное (речевое) поле, и поэтому тяжело измеримое. Да, в поведенческих модальностях измеримость имеет большое значение. Мы мерим как часто, как интенсивно происходит то или иное явление: эмоция, действие, мысль. Какие последствия, какое значение имеют для человека. Что важнее, что менее важно. Что вероятно, что менее вероятно. Оценки субъективны и неточны, зависят от состояния наблюдателя (клиента в наблюдательной позиции). Но это те условия, в которых существует КПТ, АСТ, ДБТ... Есть сложность в определении того, что такое ценность. Это явно значение, стоимость чего-либо. Есть ценность культурная ("Мона Лиза"), есть ценность материальная (яхта, дорогой особняк)... Но это не те ценности, которые встают во главу угла в психотерапии. Мы рассматриваем ценность как смысл, который движет поведением человека. Смысл, который не идентичен (отличен) от импульсивного реагирования на стимул, который возник прямо сейчас в поле зрения или внутри организма. Этот смысл все равно будет про удовлетворение потребностей как и импульсивное действие. Только это будет отложенное удовлетворение. И значение этого удовлетворения, придает удовольствие пути к его достижению. Как? Человек любит себя оценивать. Это про самооценку. Достаточно ли? Хорошо ли? Получается ли? Есть утопичное представление о терапии, как о том, после чего человек учится относиться к себе безусловно. Перестает реагировать неприятными эмоциями такими как стыд или вина на то, как он себя предъявляет миру. Кажется, что это и есть самопринятие. Очень бы хотелось, чтобы оно было таким. Одновременно с тем, реальные проблемы с оцениванием себя возникают, когда человек ставит себе "диагноз" типа "Я носорог" (нарцисс, созависимый, дурак, неудачник). И этот диагноз ясно намекает на то, что можно больше даже не пытаться нравится людям, ставить цели, стремиться к улучшению своей жизни. Позже эта идея про бессмысленность попыток приводит к тому, что начинают накапливаться последствия в виде сложности коммуникации с другими людьми, сложностей в том, чтобы адаптироваться, чтобы организовывать свой быт... И карточных домик начинает сыпаться. Клиенты приходят в разных отношениях с вопросом оценки себя. Кто-то старается мыслить позитивно, и параллельно не замечает 2 и 3 раз те же грабли, кто-то гнобит себя за мелочи, кто-то доказывает всему миру, что не такой уж и плохой. Альтернативой такого восприятия себя и действительности является восстановление гибкости в реагировании на действительность, адаптивности. В рамках восстановления гибкости не убирается стыд и вина, но они начинают работать на достижение человеком значимых для него результатов и наполнении жизни смыслами, которые приятны человеку, выстраивании отношений с теми, кто ценит сильные стороны. А вот что является значимым для клиента - это предмет исследования, поиска.... Для многих людей ценности - это ориентиры взятые от родителей, из религии, из культуры, из литературы... других источников. Чтобы то, что было получено извне стало путеводной звездой нашего поведения, важно, чтобы оно прошло в нашем личном опыте инициацию. Мы сверяем информацию "должно быть так", "нужно вот это" с собой, своими знаниями о себе, со своими интересами. Что-то из чужого опыта вызывает интерес, но когда мы это "примеряем", оказывается нам не в пору. Морально-нравственные аспекты касаются только той части поведения, которое управляется волей, является осознанным. Расширяя зону осознанности, мы увеличиваем сферу контроля над поведением, а, следовательно, и его последствиями. Последствия определяют чем наполняется наша жизнь. Таким образом, и сопоставляя последствия нашего поведения (плюсы и минусы), мы можем определить что то, что относим к плюсам - может иметь отдаленный, ценностный смысл, а то, что относим к минусам - приводит к потери чего-то важного, каких-то ценных возможностей. Это один из способов познакомиться со своими ценностями. Просто понаблюдать за тем, что радует, что огорчает, какие действия я выбираю. И подумать о том, какие последствия правда не нравятся, а какие хотелось бы приблизить. Работа с ценностями не точная, не разовая. Это очень примерная работа. Не так, что 1 раз дал опросник и все, ценности ясны, пошли спасать мир. Одновременно с тем, ценности могут браться и из того, что человека беспокоит, почему пришел на терапию. Что он теряет, не получает, когда действует привычным способом? Бывает так, что мы замечаем, что привели/запинали на терапию человека близкие. А он уже настолько дезорганизован, что хочет просто лежать или просто умереть. И тут правда, не ценности привели, к ним будет добраться сложнее. Отношения с близкими могут быть ценностью, за которую получится уцепиться для начала работы. Но и родню эту за унижение, запинывание и что угодно, клиент может ненавидеть. А тут вроде как появляется пласт про независимость. Может, хочется не зависеть от родни? Вот так кругами.... Исследуем то, что важно для клиента, чтобы придать его движению по жизни вектор, наполнить действиями, которые будут опорой для его понимания себя, проявляем его ценностей. Ценности по звучанию и смыслу бывают очень похожи на долженствования. Они устойчиво направляют поведение. Придают настойчивости действиям. Разница в том, что ценности - это всегда нечто лично значимое. То есть если для нас ценно быть хорошим хозяином, то приятно это проявлять в поведении, приятно встречать гостей. Мы стремимся создать условия, чтобы дать этому место. Но есть люди, которые считают, что должны быть радушными хозяевами, но им дается это не в радость. Что-то в радость, а это нет. Вероятно, это долженствование, которое не наполнено ценностным смыслом. Просто "послание" от родителей, что надо так себя вести, которое не стало личным "хочу". Но есть и сложности с тем, чтобы так просто определить то, что действительно ценно с первого раза. Ни раз в практике, так бывало, что человека не радует то, что радовало раньше, или не радует в начале работы, а в конце эта радость появляется. Часто дело в том, что человек находится в депрессии. Все же ИМХО, стоит работать с ценностями, когда из депрессии выгребли на "надо" и "делай раз, делай два". Поведенческая активация и когнитивное разделение на первых этапах важнее смыслов. Без депрессии есть умельцы обесценивать все достижения за 5 сек. Если они обесценивают только то, что имеет именно долгосрочные последствия - это может не приводить к депрессии, тк можно строить свою жизнь на сиюминутных реакциях. У них ценностные действия тоже не вызывают воодушевления. При БАР и ПРЛ часто контакт с ценностями сложный, тк человек по определенным причинам привык действовать импульсивно. И причины тут не только в природной эмоциональной чувствительности, но и в опыте неуспеха в долгосрочном планировании и следовании плану. Поэтому часто происходит так, что клиент врубает защиты, стыдится, избегает всего, что связано с этой темой. Таким образом, я думаю, что если человек часть ценностных действий выполняет, радуется, получает удовольствие, а другую делает и не радуется, то вот так весьма надежно можно долженствования исключить. [hr class=class_cut]Теги: самооценка, самопринятие, ценность, целеустремленность, депрессия, БАР, ПРЛ, импульсивность
Другие публикации:
|
Ценности формируются в течении жизни. Меняются. Иногда даже базовые. Все они в основном дань социуму. Не всегда они приносят радость, иногда требуют волевого усилия.
Если ценность не приносит радость, она теряет свою мотивационную функцию.
А волевое усилие и правда требуется, если ценностное действие конфликтует с другими задачами или желаниями. На пустом месте такого быть не должно.
Если ценность не приносит радость, она теряет свою мотивационную функцию.
Для меня это следует из определений мотивации и ценностей.
А для Вас? Что за функция у ценности не мотивационная? Просто чтобы были? Если ценности не работают как мотиваторы, чем они отличаются от фантазий или избегания позора перед соплеменниками (что тоже поведение, и тоже имеет под собой мотивацию) ?
Размышляю.
Добавить комментарий »