Кириллова Софья Григорьевна Психолог, КПТ ДБТ гештальт

Буллинг

Мой блог / Просмотр публикации

 На днях появились новости, что законодатели хотят отрегулировать профилактику буллинга в школах.

Сам законопроект я не нашла. В новостных сообщениях пишется, что будут внесены изменения в закон об образовании. Минпровещения будет разрабатывать стандарт профилактики буллинга, в котором в частности будет рассказываться о том, чему надо обучать детей, чтобы они знали, как им действовать в случае травли.

В качестве травли будут рассматриваться бойкот, обращения с помощью оскорбительных прозвищ, умышленное похищение и/или порча имущества, кибербуллинг, распространение недостоверной информации, психологическое и физическое насилие. Также в документе оговорены термины «жертва травли», «участник травли», «организатор (зачинщик) травли» и «наблюдатель травли».

Одновременно с тем, знакомые прислали памятки, которые раздавали родителям, для профилактики суицида и буллинга. Меня эта инициатива смущает, тк общие рекомендации в решении таких сложных проблем, к сожалению, не работают. Но создают эффект "разделенной ответственности", чтобы можно было всегда сказать "Вы памятку плохо читали". С другой стороны я не отрицаю, и даже разделяю целесообразность просвещения. Порассуждаю в этой статье о границах.

В данной статье я хочу поделиться тем, как я вижу проблему буллинга, и какие проблемы надо решать. 

Буллинг - это по сути отношение чаще всего группы людей, которые выступают как представители одного сообщества, и человека который в это сообщество "не вписался". 

В прошлом веке на территории нашей страны, в помощью кинематографа и мультипликации очень по-разному раскрывалась тема один против всех. Иногда это был враг, и люди/дети сплачивались, чтобы ему показать место, исправить его... Иногда это были трагичные истории, такие как "Чучело". Кстати, даже в этом фильме было показано, как организатор или активный участник травли, может стать ее жертвой. 

Противопоставление себя группе может быть чем-то желанным. Дети, люди с некоторыми особенностями личности (Базаров в "Отцы и дети", Чацкий в "Горе от ума") склонны идти наперекор общественному мнению. Это вызывает восхищение у стороннего наблюдателя, зависть у участников, но одновременно и вероятность, что социальная группа, которая подвергается агрессии со стороны "сверхчеловека", с высокой долей вероятности ответит ему агрессией (что это будет за форма: от игнора до физического насилия во многом зависит от темы, на которую закусились группа и "сверхчеловек"). В этом конфликте, я считаю, разумнее всего не называть кого-то виновником, а кого-то жертвой, а посмотреть, как этим людям сосуществовать, чтобы не наступать друг другу на хвосты. И это работа ПСИХОЛОГОВ с группой детей/подростков.

Есть дети, который обобщу как "нейронетипичных". Они могут быть рассеяны, невнимательны, неуспешны в учебе или, наоборот, сильно обгонять ровесников в знаниях, их поведение для "нормотипичных" выглядит как непредсказуемое. С ними тяжело договариваться. Они не схватывают негласные правила. Некоторые из них странные, тк тревожные. Другие очень замкнутые. Третьи склонны импульсивно реагировать агрессией.

Чем больше вокруг детей требований к нормальности, тем больше будет проблем с буллингом. 

Пуританское общество сжигает на кострах за цвет волос. В советское время буллинг был в основном не на почве внешней разницы (так активно с детства велась пропаганда интернационала). Зато за неуспешность или чересчур успешность, за то, что подводишь класс, или за то, что выглядишь как неряха - можно было получить всеобщую ненависть.

Очень показательна история о том, как в Вальдорфском детском саду проводили тестирование. Детей попросили нарисовать домики. И внутрь домика поместить тех из группы, кто нравится больше, а снаружи - кто меньше. Дети всех поместили в домик. Особенность программы данного сада в том, что у детей нет конкурсов. Их не сравнивают друг с другом. Никого не ставят в пример. Фактически учат принимать всех с их особенностями. Это дает свои плоды. Мы понимаем, что дети растут не сильно амбициозными, не достигаторами. Но добрыми.

То есть по факту оценочная система, выделение и награждение лучших, и стыжение отстающих будут влиять на то, что буллинг в адрес тех, кого меньше (и отстающих, и суперуспешных) будет более вероятен. 

Зависть. Я ее уже выше упоминала. Она играет большую роль в том, почему травли подвергаются отличники. И как мы понимаем, что оценочная система, прилюдная похвала - они работают на это. Как? Просто дети разные. Нет такого, что если все постараются, то станут Стахановцами. Понимаете? ПОСТАРАЙСЯ - это уже убеждение, которые работает на буллинг, потому что середнячки просто не могут быть такими же. А "постарайся" погружает их в никчемность, в стыд, в вину. А за счет унижения как бы "в ответ" они пытаются вернуть себе ощущение успешности.

Видели здесь какую-то идею про влияние формы/одежды на то, будет ли травля в коллективе? Если нет, попробуйте поразмышлять, при каких условиях, одежда будет влиять на наличие травли в коллективе.

Итак, есть особенные дети, они не такие как большинство по любому параметру, какой в обществе считается "все должны СТАРАТЬСЯ быть такими". 

Учителя и родители, как я выше писала, как будто бы согласно закону о буллинге будут решать проблемы буллинга.... Причем как я вижу из методический материалов, есть идея, что будут решать проблемы словами "Я тебя понимаю", и "Так делать не надо". Условно, конечно... Там много правильного про валидацию, про прояснение... Но! Вернемся к причинам буллинга, и подумаем, КАК эти увещевания повлияют на детей? 

Кроме того, родители и учителя, как мне кажется, очевидно из вышесказанного - это источник идей, которые к буллингу и ведут. Точно ли эффективно на них перекидывать ответственность за исправление последствий? Ну а учителя и родители щедро одаривают идеями для буллинга тоже не от природной жестокости. Поводы для буллинга связаны с тем, чему они должны научить детей кровь из носу на взгляд Минпросвещения и общества в целом.  

Ну и последнее умозаключение. Неверное информационное освещение буллинга может приводит и к тому, что буллинг будет менять жертву (на того, кто вчера был агрессором). Это может также выражаться и в том, что жертва будет применять разные виды насилия и запугивания. А может эту травлю организовывать и школа или родители вчерашней жертвы. А может быть и такое, что быть жертвой травли станет выгодно: это будет способом получить внимание, поддержку, который вообще в жизни никогда не получала, и это будет ее мотивировать проявлять агрессию в скрытом от взрослых виде. Кроме того, есть риск, что жертва травли будет идентифицировать себя с образом жертвы или образ жертвы буллинга станет популярен, что приведет к увеличению чувствительности к социальным триггерам. То есть уязвимость перейдет из плоскости "Ты урод", в плоскость "Ты что, обиделся?". Согласитесь, это все же не одинаковые уровни агрессии и нарушения границ. Кроме того, нарушение границ - это то, что неизбежно сопровождает отношения. И выдерживание определенного уровня фрустрации - это залог способности строить отношения с другими людьми.

Неверное информирование, перекосы, передача ответственности за разрешение конфликтов родителям и педагогам - это то, что может не улучшить, а ухудшить ситуацию.

Решение проблем с буллингом я вижу примерно так (могу ошибаться):

1. На уровне дошкольного и начального школьного образования убрать вообще сравнение и конкурсы из воспитательного процесса (за исключением кружков).

2. Запретить при классе, или на родительских собрания обсуждать успеваемость детей.

3. При разговоре о неуспехах ребенка в школе/саду, давать методичку на тему, как работать с ребенком или вообще с родителями (которые пед образование не имеют) не говорить о неуспехах ребенка. Возможно, предусмотреть в законе об образовании работу с отстающими от программы дети в стенах ШКОЛЫ, под контролем педагогов. 

4. Родителей проинформировать (хоть буклеты, хоть видео, хоть родсобрания) о причинах буллинга, которые выше я расписала, о его последствиях (от развития депрессивных, личностных расстройств, нарушения адаптации до суицида или гомицида) с акцентом на том, что важно слышать жалобы ребенка и... елы-палы... слышать и обращаться к психологам за помощью. 

5. Организовать районные службы по решению конфликтов (можно при центрах помощи семье и детям), которые будут состоять из психологов. И будут выполнять функции: выйти в школу, разобрать, в чем суть конфликта, как долго он длится, кто участники... Выделить агрессора, его группу поддержки, жертву, и выделить часы работы на психотерапевтическую работу с этими детьми. При необходимости, разобраться с тем, не едет ли крыша у педагогов (не травят ли они детей, все же выгорание оно такое... стресс может сильно влиять на поведение педагогов)... Обратить внимание, если весь пед коллектив слегка тронулся, то вероятно, дело в директоре, и комиссия должна это уметь выявлять, и отправлять данные в районный комитет по образованию. Кроме того, очень вероятно, что родители деток тоже не в норме. Может, быть проблемы на работе, может, развод, может и маргинальная семья... Все это недостойно внимания органов опеки (жопа может быть в любой семье), но влияет на детей! Поэтому таким родителям тоже должна оказываться помощь... 

6. Но если кто-то из виновников торжества вдруг решить, что помощь ему не нужна, то на этот случай должна быть предусмотрена административная ответственность (а в некоторых случаях и уголовная), тк психологическая помощь может оказываться только тем, кто хочет получать помощь. :)

PS: на буллинг влияет и то, какое нервное время, стрессоры не связанные или косвенно связанные с др людьми (например, перегрузка, усталость, недосыпание, нарушение питания, воспалительные заболевания, аллергические в тч и тп). Это тоже стоит учитывать комиссии. 

И чисто теоретически, качественная комиссия, за счет того, что буллинг или его предвестники часто связаны с детьми, с нетипичным поведением, может выявлять детей, которые нуждаются в психологической и психиатрической помощи в первую очередь. И речь не только о самом буллинге, а о том, чем ребенок выделился, что привлекло негативное внимание сверстников. 

Теги: законопроект о буллинге, буллинг, травля
Комментарии
Светлана Султанова
Очень важную тему Вы затронули! Хочу от себя добавить, что не только правила школьного процесса ведут к буллингу, но и правила семьи, в том числе негласные правила семьи. А в семейную историю без приглашения вход закрыт.
№1 | 17 октября 2022
Данилова Алена Игоревна
Отличные идеи- перестать соревноваться, но на этом сейчас стоит мир. Глубокие мысли вы высказали в статье! Я поделилась, хотелось бы, что бы молодые педагоги почитали
№1 | 17 октября 2022
Кириллова Софья Григорьевна
№2 | u367806 | Данилова Алена Игоревна писал(а):
Отличные идеи- перестать соревноваться, но на этом сейчас стоит мир. Глубокие мысли вы высказали в статье! Я поделилась, хотелось бы, что бы молодые педагоги почитали
Да, и культурно-исторические факторы влияют на отношение к конкуренции, и семейные системы. Но, даже если это не изменить, невозможно это игнорировать, и можно смягчать.
№1 | 17 октября 2022
Анна Извекова-Коновалова
Очередная имитация бурной деятельности — это я про закон.
А по поводу буллинга — согласна с вами. Очень импонирует, что смотрите на эту проблему не поверхностно, как, к сожалению, принято. Только вот воплотить это в жизнь мало реально.
№1 | 19 октября 2022
[ добавить комментарий ]