Кириллова Софья Григорьевна Психолог, КПТ ДБТ гештальт

Закон о психологической помощи

Мой блог / Просмотр публикации

 Неделю назад в "Психологической газете" вышла статья о том, что законопроект о психологической помощи прошел обсуждение в комитете по вопросом семьи и детей Госдумы. И он отправляется на обсуждение в психологическое сообщество. https://psy.su/feed/10348/

Законодательство, которое регулирует деятельность психолога - это хорошая идея. Правда очень трудно реализуемая. 

Этот законопроект вызвал очень много вопросов. Он кажется сумбурным. Понятно, что он направлен на создание органа контроля над психологами. Этот орган не описано какие имеет компетенции. Чем аттестация с помощью это организации будет отличаться от аттестации в ВУЗе и в Ассоциациях по модальностям не раскрывается. Написано, что будут созданы нормы, комиссии, реестры психологов, которым доверяет данная организация. Кому не доверяет, не может говорить, что является психологом, оказывает психологическую помощь: диагностику, консультирование, психотерапию (психотерапия не впервые выделяется как вид психологической деятельности, но для многих до сих пор является предметом споров: а не медицинская ли это деятельность?). 

Из законопроекта не очевидно, будет ли одна и та же комиссия оценивать компетенции психологов-психотерапевтов, психологов-диагностов, психологов-исследователей, психологов-педагогов в школах, кризисных психологов. Выглядит так, что одни и те же люди будут задавать одни и те же вопросы любому из психологов. Точно ли эти люди являются профессионалами во всех этих областях? 

На данный момент психологи, которые проводят психотерапию, получают базовое психологическое образование и образование в модальности. И там же проходят аттестации. У разных модальностях разные представления о главном. И аттестация отличается по форме и содержанию. То есть КПТ-супервизор не будет аттестовывать гештальтиста, а гештальт-супервизор КПТшника. Видела курсы обучения на супервизора без модальности. Для меня это феномен вызывающий вопросики. А уж тем более непрактикующий или практикующей неуспешно что-то хенд мейд специалист с базовым психологическим вряд ли способен оценивать практикующих специалистов так, чтобы это было ценно для общества. Но аттестация в ассоциациях по модальностям законодателем не рассматривается. Более того, психологи и врачи-психотерапевты проходят обучение и аттестацию в модальностях по ОБЩИМ основаниям. А в законе говориться, что психологи будут подчиняться этому закону, а врачи-психотерапевты другому. 

Отсюда же возникают и вопросы про то, почему количество часов профильного образования у врачей-психотерапевтов и психологов может иметь разницу в разы. И для психологов нет при этом "необходимого достаточного" уровня по конкретным часам, по конкретным дисциплинам (по идеи речь про профстандарт, которого нет для психологов-психотерапевтов), но в законе строго говориться, что образование психолога не ниже специалитета или магистратуры. То есть образование в виде переквалификации будет не засчитываться. Опять же это вызывает вопросы и по части "Точно ли люди с таким образованием недополучили знаний?" - не всегда. Если есть вопросы к качеству, то как образовательные организации получили разрешение на переквалификацию с присвоением квалификации? Почему проблема не решается через ограничения и лицензирование образовательных организаций? 

В законе предпринята попытка создать общие требования для психологов, которые занимаются разными видами деятельности: диагностами, консультантами, педагогами-психологами, психологами, ведущими психотерапию, кризисными психологами, психологов-исследователей. Например, выводится обязанность психолога оказывать кризисную помощь. Она требует специальной подготовки и мотивации со стороны специалиста ей заниматься, ресурсов. И не очень понятно, можно ли зайти на факультет психологии в любой момент, и попросить оказать кризисную помощь любого из педагогов? Тут есть решение про будущие поколения психологов: кризисная помощь требует не очень длительного обучения психолога. И могла бы быть частью базовой программы обучения специалистов в ВУЗе.

Психологическая психотерапия - вид психологической помощи, реализуемый через мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на изменение психического состояния объекта (физическое лицо, юридическое лицо, группа лиц) через активацию внутренних ресурсов, с целью обеспечения оптимального качества жизни (оптимизации жизнедеятельности)

Вот такое определение психотерапии в законе. Привлекают внимание и "объект" и "изменение психологического состояния".

Я предлагаю такую альтернативу:

Психотерапия - это деятельность, направленная на улучшение адаптационных возможностей индивида за счет осознания им своих мотивов, оценок, эмоций и  формирования у него нового опыта, поведения, создания условий для преодоления внутренних препятствий к адаптации.

 Далее есть обязанности получателя услуг:

Получатель психологической помощи обязан:
1) предоставлять психологу достоверные сведения для оказания ему психологической помощи;
2) своевременно информировать психолога о возникших изменениях в жизненных и иных обстоятельствах, важных при оказании ему психологической помощи;
3) сотрудничать с психологом при оказании психологической помощи и выполнять его рекомендации;
4) сообщать о наличии заболеваний, представляющих опасность для его жизни и здоровья или жизни и здоровья иных лиц. 

Зачем? Что делать с этими долгами? :)

А вот это условие отрезает возможность претритмента и обсуждения договоренностей в рамках терапии, что практикуется во многих подходах и является частью психотерапевтических интервенций:

предоставлять получателю психологической помощи бесплатную полную информацию о его правах и обязанностях, видах, формах, условиях, порядке и предполагаемых результатах ее предоставления;

Все также в законе не решается проблема невозможности подростком до 14 лет получать психологическую помощь без согласия родителей, за исключением доказанных случаев насилия в семье и тп. Таким образом ребенок и подросток не может заявить о том, что нуждается в помощи психолога в случае наличия у него: суицидального поведения, суицидальных мыслей, буллинга в школе, проблем с успеваемостью, неспособностью наладить отношения со сверстниками, неконтролируемой агрессией, нарушением внимания, навязчивыми мыслями и страхами. Эти все случае не достаточное основание для возникновения интереса со стороны органов опеки. Но родители вполне могут недооценивать глубину проблемы и последствия от ее не решения. 

Должны быть четче разведены компетенции психологов-консультантов и психологов-психотерапевтов. На данный момент есть методы работы с людьми с разными категориями нарушений, которые присутствуют в МКБ. Психотерапевтическую работу с такими клиентами психологи имеют возможность вести в силу подготовки (если они ее прошли), а вот выпускники ВУЗов скорее нет. Есть вполне эмпирически понятные последствия у того, что человек, которые не очень хорошо понимает, с какой проблемой имеет дело, навесив своих проекций из небольшого опыта, и теоретического образования. В лучшем случае он выгорит и бросит профессию сам, женится или выйдет замуж за клиента в уязвимом состоянии, или подтвердить, подкрепит проблемное реагирование клиента. К снижению вероятности таких последствий ведет личная, групповая терапии и супервизии/интервизии.

Вот такие размышления. Не могу сказать, что они охватывают все проблемы, которые связаны с контролем качества услуг психолога. Но это то, что мне кажется наиболее простым и рабочим.

Теги: закон о психологической помощи
Комментарии
Вадим Яковлев
Все происходящее вызывает много вопросов..

И как-то размышляешь над тем, как можно было бы контролировать эту сферу, но понимаешь, что излишний и непродуманный контроль может вообще все задушить.. При этом некоторая свобода и гибкость для этой сферы мне кажется очень полезной..

Легко, когда у тебя есть ты и перед тобой чёткие ценности и цели.

Будем стараться как-то это поменять - то что вызывает сомнения..

Спасибо за статью.. Об этом важно задумываться..
№1 | 13 октября 2022
Большова Кристина Анатольевна
В дореволюционный период, до 1917 года, в первые годы советской власти социальная психология следует тем же тенденциям, что в зарубежных странах. После Октябрьской революции социально-политическая обстановка в России кардинально изменилась, развитие социальной психологии пошло по новому пути. Острой критике подверглись идеи В.М.Бехтерева и его «Коллективная рефлексология», где рассматривался вопрос о психологии масс и их значения в истории. Бехтерев утверждал, что неорганизованные массы играют отрицательную роль в истории. Советская власть, как известно, считала эту роль положительной, возвышая и возвеличивая ее.

Дореволюционная российская социальная психология не отвечала идеологическим запросам новой власти. Следует отметить, что в Советском Союзе социальная психология как наука почти не развивалась, ее заменило в марксистско-ленинское учение. Наряду с историческим материализмом и научным коммунизмом социальная психология, бурно развивающаяся за рубежом и считающаяся буржуазным явлением, существовать не могла.

Плохая эта тенденция - попытки государства вмешиваться в науку.
№1 | 13 октября 2022
Танеева Ольга Михайловна
Далее есть обязанности получателя услуг:

Получатель психологической помощи обязан:
1) предоставлять психологу достоверные сведения для оказания ему психологической помощи;
2) своевременно информировать психолога о возникших изменениях в жизненных и иных обстоятельствах, важных при оказании ему психологической помощи;
3) сотрудничать с психологом при оказании психологической помощи и выполнять его рекомендации;
4) сообщать о наличии заболеваний, представляющих опасность для его жизни и здоровья или жизни и здоровья иных лиц. [/quote]

Слово "обязан" неимоверно режет слух. Конечно, если человек замотивирован в получении психологической помощи, желательно сотрудничать с психологом и выполнять рекомендации. Но чтобы "обязан"....
№1 | 13 октября 2022
Татьяна Риддер
Софья Григорьевна, спасибо за внимание к этой важной теме!!!

Можно подписать петицию за отправку на доработку закона о психологической помощи:
https://www.change.org/p/за-отправку-на-доработку-федерального-закона-о-психологической-помощи-в-рф?signed=true
№1 | 14 октября 2022
Doroty msk
Ерунда все эти законы. Ну не сможет человек (не соответствующий критериям) работать в госучреждениях. Талантливые люди имеют частную практику. Даже я без образования могу оказывать услуги, но в их названии не будет слово "психологические"
№1 | 14 октября 2022
Doroty msk
№4 | u477540 | Танеева Ольга Михайловна писал(а):
Слово "обязан" неимоверно режет слух. Конечно, если человек замотивирован в получении психологической помощи, желательно сотрудничать с психологом и выполнять рекомендации. Но чтобы "обязан"....
люди и так бегают от психологов, навязывающих свои услуги)
№1 | 14 октября 2022
Doroty msk
Татьяна Риддер, люди, которые подписывают бессмысленные петиции и призывают к этому других, что с вами не так?
№1 | 14 октября 2022
Анна Извекова-Коновалова
Насколько мне известно, комментарии по закону можно сейчас внести. Все эти вопросы задать. Тогда может ещё остановим внедрение непонятно чего (а иначе этот опус не назовешь).
№1 | 14 октября 2022
Татьяна Риддер
№5 | u264238 | Татьяна Риддер писал(а):
Можно подписать петицию за отправку на доработку закона о психологической помощи:
https://www.change.org/p/за-отправку-на-доработку-федерального-закона-о-психологической-помощи-в-рф?signed=true
Прошу прощения, ссылка оказалась нерабочей. Вот рабочая)

https://chng.it/ZCB2c8yFHs
№1 | 15 октября 2022
Кириллова Софья Григорьевна
Анна Коновалова, вообще я свои вопросы отправила в психологическую газету. Мне не ответили.
№1 | 15 октября 2022
[ Читать все комментарии (15) ]    [ добавить комментарий ]