Кириллова Софья Григорьевна Психолог, КПТ ДБТ гештальт

Не люблю направляемое открытие

Мой блог / Просмотр публикации

Я давно замечала, что не люблю "направляемое открытие". Думала, что дело в том, что "не умею его готовить". Но вдруг пришли другие аргументы. 

Поясню для тех, кто не знает, что это. Это когда специалист, эксперт, подводит новичка или клиента к правильному ответу вопросами. 

По задумке, это позволяет клиенту почувствовать, что он догадался сам. Что придает процессу осознания приятный оттенок. Считается, такая информация лучше запоминается. Она может восприниматься как инсайт. 

И все это работает. Есть ряд клиентов, которые очень ценят такой подход. 

Но не я. 

Я, когда замечаю, что меня ведут к какому-то ответу, который расходится с моими представлениями, и причем у меня нет опыта, который мог бы подтвердить верность этой идеи, чувствую скорее беспокойство. Для меня комфортнее услышать прямо чужое мнение и не согласиться с ним. 

Дело в том, что многие вопросы правда не имеют правильного ответа. Поэтому вести можно скорее к своему мнению, чем к осознанию. 

Клиент или новичок может быть прав в том, что Земля круглая и крутится вокруг Солнца, а я могу быть олд скул. 

Если быть всегда уверенным в том, куда ведешь, это может привести и к разочарованию (а частое разочарование в вопросе приведет к выгоранию). Разочарованию от того, что человек так и не пришел туда, куда его заманивали. 

Кроме того, это может негативно сказаться на уверенности в себе, и желании самостоятельно искать ответы на вопросы у клиента/новичка. Тк все же направляемость открытия становится особенно заметной, когда клиент догадался до того, что от него ждали, по реакции специалиста. 

Похожие вопросы, также основанные на гипотезе совершенно иначе ощущаются, когда специалист искренне и с любопытством проверяет свою гипотезу, узнавая реальность клиента. И особенно ценно, как в науке, найдя доказательства гипотезы, проверить и нолевую гипотезу (противоположную). 

Вот такой философский вопрос. 

С другой стороны, когда человек освоил модель анализа, например, СМЭР, спрашивать его "вот ты увидел красные ботинки. И почувствовал страх. Как думаешь, какая мысль могла бы обозначить, что страшного в этих ботинках?“. Хотя нет. Откуда психологу знать ответ на этот вопрос? :)) 

Попытка N2. СМЭР. Красные ботинки. Мысль: Он узнает, что мне они кажутся отвратительными, и он разозлиться и начнет орать на меня". Так лучше. Тут уже у специалиста будет гипотеза про чувства. 

И вопрос специалиста:"Я услышал, что он может начать орать. Что ты почувствовал, когда подумал об этом?" - это направляемое открытие, лайт версия. 

Теги: Направляемое открытие
Комментарии
Мусина Вера Петровна
Иногда человеку кажется, что его ведут. И тут сопротивление начинается. На самом деле есть фразы, которые надо закончить и они предполагают массу вариантов, но нарочно провоцируют. И если клиент невнимателен - то он ведется на провокацию, и сразу становится ясно что он и не собирался думать, а только имитирует. И это часто в случаях бесплатной консультации, когда он забежал и не чувствует ответственности роли клиента. Спасибо за материал! Буду далее следить за развитием темы.....
№1 | 30 октября 2021
Анастасия Карагулакова
Кириллова Софья Григорьевна писал(а):
Дело в том, что многие вопросы правда не имеют правильного ответа. Поэтому вести можно скорее к своему мнению, чем к осознанию. 
В таких ситуациях не удивительно, что сопротивление возникает.
№1 | 31 октября 2021
[ добавить комментарий ]