Кириллова Софья Григорьевна Психолог, КПТ ДБТ гештальт

Онлайн тренинг навыков ДБТ

Мой блог / Просмотр публикации

 Вот уже год мы с командой DBT global ведем тренинги навыков онлайн. 

Я бы хотела поделиться наблюдениями. Я не веду очный тренинги, поэтому статья будет не сравнительной. 

Тренинг навыков ДБТ рассчитан на людей, чьи проблемы в отношениях с миром и с собой весьма тяжелы. События, которые не вызывают сильных реакций у других людей, выбивают их из колеи, вызывают сильнейшее отчаяние. 

Изначально ДБТ была направлена на суицидальных клиентов с ПРЛ. И для них является терапией выбора. Но кроме них все чаще на тренинг обращаются люди с проблемами, когда импульсивные действия приводят к нежелательным последствиям в отношениях с другими людьми. 

Тренера навыков работают по-разному, несмотря на единую программу. Каждый человек вносит свой вклад в то, как осуществляется баланс между директивностью (указанием, как действовать, анализом препятствий) и принятием выбора клиента. 

Тренинг меняет людей. Дает им ключи для решения вполне обыденных задач. Конечно, эффективнее это работает только вместе с личной терапией, тк на самих встречах группы не все ситуации хочется обсуждать, не всегда есть на это ресурс.

Формат онлайн позволяет сохранять записи встреч для тех, кто разово пропустил встречу. Но пропуски встреч и просмотр записей должны быть исключением, а не правилом! Очень важно, чтобы тренингу было выделено время в расписании. И не только 2,5 часа раз в неделю, но и каждый день (минут 10-30) для просмотра материалов, и практики.

Также дополнительно наша группа сопровождается в чате телеграм. 

И то и другое помогает интегрировать материал и углублять его понимание. 

В онлайне очень удобно включать демонстрации презентаций. 

Онлайн формат создает ощущение, что я могу выбирать, насколько я чувствую себя включенным. С выключенными камерами присутствовать не рекомендуется. Но взять любимый плед, сесть в удобное кресло - можно.

Количество участников группы от 6 до 12.

3 тренера чередуются, работают в парах. 

У тех, кто присматривается к тренингу возникают следующие сомнения:

1. Я не верю, что стандартными методами, общими для всех навыками можно решать такие сложные проблемы как у меня.

- В это правда сложно поверить. И в отличие от коучинга или тренингов роста или марафонов, идея ДБТ заключается не в том, что получив знание, можно решить любую проблему. Важным моментом является то, что "диагностика" в чем именно заключается проблема - это 80% ее решения. Навык закрывает остальные 20%. Но без него 20% не закрыть. Диагностика в ДБТ - это анализ поведения на подобие СМЭР в КПТ, ФАП (функционально-аналитической терапии), АВС в АСТ и т.п. Общие принципы поведенческого анализа описаны в книге "Основы человеческого поведения" Рамнеро, Торнике. Эта книга может быть полезна пытливому клиенту. 

Но знание, что такое поведение, как оно подкрепляется, какова роль эмоциональных реакций недостаточны для того, чтобы проводить самоанализ в самых тяжелых проблемных ситуациях. Это связано с тем, что самые болезненные проблемы сопряжены с переживанием стыда по поводу своих мыслей, реакций, что затрудняет осознавание! Это то, с чем сталкиваются и практикующие много лет терапевты. Именно поэтому им рекомендуется посещение личной терапии. 

На основе цепного анализа поведения (термин ДБТ) формируется индивидуальная картина проблемы, ее понимание, осознавание в моменте, когда человек встречается с триггерами достаточно сложных реакций. Они перестают восприниматься как сложные, непонятные или отсутствующие (как будто эмоций нет, а поведение-реакция есть). И возникает понимание какое альтернативное поведение можно использовать в подобных ситуациях. Не все навыки - это алгоритм действий в моменте столкновения с триггером. Для этих целей существуют только навыки стрессоустойчивости. Навыки осознанности - это базовые навыки, которые помогают увеличивать общую устойчивость и замечать больше и фактов, и реакций в момент столкновения с триггером. А вот навыки эмоциональной регуляции, дневники, навыки межличностной эффективности они больше лекала для того, чтобы оценивать то, какой я выбор сделал, и искать свой уникальный способ, который будет работать в моей жизни. Они не ограничивают творчество в принятии решений, только увеличивают поведенческий репертуар, расширяют зону выбора, то есть, наоборот, увеличивают возможность принимать различные решения.

2. Я думаю, что мне может помочь только живое общение, мне нужно больше внимания, сочувствия, чем я получу на тренинге. Я не хочу терпеть присутствие других людей и слушать об их проблемах.

Часто для клиента маркером эффективности происходящего является получение сиюминутного облегчения, удовольствия, уверенности. Они возникают в личном контакте чаще. Для наших клиентов иногда бывает не просто быть в нейтральном или позитивном настроении, когда кто-то другой рассказывает о своей проблеме. Не просто слушать. Обычно этот эффект проявляется не только на тренинге, но и в личном общении и создает сложности в коммуникации, является причиной того, почему отношения с близкими портятся (клиент часто сам является инициатором сокращения встреч с людьми, которые много говорят про себя). 
Логично и объяснимо желание избежать того, что вызовет дополнительное напряжение. 
Есть плюс у онлайн формата в том, что в перерывах человек не чувствует напряжения от сомнения, нужно ли поддерживать общение с теми, кто вместе с ним пошел наливать чай, как это происходит в очном формате. То есть в перерывах можно это напряжение сбрасывать. 
При этом научиться находиться с людьми, и чтобы это было легче, не так непереносимо - это одна из целей именно тренинга навыков в групповом формате! 
В процессе работы на группе переживание о том, что я недополучаю внимание, что мне не станет лучше, только хуже от структурированного формата - снижается, у большинства участников - проходит.

3. Возможно, мне от чужих проблем станет хуже

Когда клиенты слышат о проблемах других людей у них возникает 2 типа реакций:
- Тоже мне проблема - возмущение. Могут быть переживания о том, что тратится общее время на то, то не важно. 
- Я начинаю думать, что со мной тоже может такое случиться, и мне становится плохо, появляется импульс к проблемному поведению. 

Но! В ДБТ-группе мы не говорим подробно о своих проблемах. Проблемное поведение (у каждого свое: злоупотребление, самоповреждение, насилие, переедание на фоне стресса и т.п.) мы называем просто проблемным поведением. 
Триггер можем называть или нет. 
Кроме того, по мере прохождения тренинга, увеличивается способность переживать эмоциональные реакции в более легкой форме, снижается уровень их непереносимости

Боль тоже уменьшается. :)

4. О навыках я могу почитать и в книжках

Если Вы уверены, что можете прочитать про навыки в книжках, начать из применять, вести дневники для отслеживания прогресса и вписывать их в контекст, что вопросов о том, что что-то неясно, не возникнет или Вы сможете их прояснить на личке*, то ПРОБУЙТЕ. Главное, выделите себе срок для того, чтобы проверить эту гипотезу, и опишите какие результаты хотите получить. Например: беру месяц, иду по плану тренинга (который есть в литературе), фиксирую в дневнике, какие навыки в какие дни применяю, оцениваю, получается ли сохранять и укреплять мотивацию продолжать. Помним, что если дается это не просто, что все сильнее надо себя заставлять, а Вы склонны заканчивать такие попытки депрессией, то важно вовремя сменить стратегию.  Попытки типа: новые привычки по роликам, книжкам, коучингу, тренингам личностного роста, какое-то обучение, где много самостоятельной работы обычно этим и заканчивались.

*на личную терапию в ДБТ берут только при наличии информированного согласия, в котором есть пункт про посещение тренинга навыков. Но есть вероятность, что ДБТ Вам не требуется, а терапевт, который владеет ДБТ, возьмет Вас в программу КПТ.

Теги: ДБТ, тренинг навыков