Кириллова Софья Григорьевна Психолог, КПТ ДБТ гештальт

Хороший и плохой психолог

Мой блог / Просмотр публикации

Вы знаете (или не знаете), что есть много разных стандартов и гипотез о том, что должен делать хороший психолог.

Иногда некоторые вполне логичные стандарты противоречат целям терапии и тому, как специалист видит путь к их достижению.

Но! Сейчас не о критике существующих стандартов.

Я хочу поделиться своим видением того, что должен мочь психолог, чтобы приносить чаще пользу, чем вред.

Я не разделяю позицию, что психолог не может ничего попортить. Но одновременно с тем, если после работы с ним стало хуже, то его (психолога) мнению-оценкам (или предположению клиента о том, какое у него (психолога) мнение) было отдано (клиентом) слишком много власти. В общем я за недоверие к терапевту, и уже писала об этом. :) Психолог может делиться своими оценками в форме гипотез. И эти гипотезы могут быть неверны. Это нормально для исследовательского процесса, который разворачивается на терапии.

Психолог - человек. Никакое образование из него его личные переживания и проекции не выбьет. И 100 лет супервизии и личной терапии снизят количество таких штук, но не до ноля.

Что точно неизбежно необходимо: способность переносить негативные переживания клиента, не включая защиты. Особенно отрицание или обесценивание. "Это не страшно. С кем не бывает", "Да Ваш муж явно имел ввиду не то, что Вы думаете".

Очень тяжело быть помогающим и позволять клиенту иметь другое мнение, даже если это мнение на 100% и создает его проблемы (помнить, что эта гипотеза, а значит 100% - допущение). Способность переносить отказ, отвержение - это тоже очень важное свойство специалиста.

Еще важным является способность переносить недовольство клиентом терапией или самим психологом без оправданий, но с готовностью подумать о сказанном на досуге.

Клиентская агрессия может быть связана и с его проекцией, и с ошибками специалиста. Отсюда вывод: способность переносить стыд и вину тоже должны быть у специалиста прокачены. Причем не через обесценивание критики, а через метапозицию.

Искренний интерес к людям, к тому как они мыслят, как принимают решения тоже необходим.

Важно, чтобы психолог знал себя достаточно хорошо, чтобы на сессии замечать свои эмоциональные реакции, и осознавать, за что ЕГО зацепили, за какие ЕГО струнки. Часть из них будут среднестатистической реакцией, часть даже более мягкой, чем в среднем в социуме на подобные проявления клиента, а часть его личными слабыми местами.

Ну и ошибиться можно и в вышеперечисленном - тоже ценно это понимать.

Комментарии
Жукаускайте Виталия Д Альвидаса
согласна с вами! все-таки клиенту мы помогаем через наше отношение, и если мы сами будем юлить, прикидываться и уязвляться, то какой в этом толк? Спасибо!
№1 | 27 сентября 2021
Митрофанова Елена Петровна
Кириллова Софья Григорьевна писал(а):
Искренний интерес к людям, к тому как они мыслят, как принимают решения тоже необходим.
Да, это помогает быть устойчивым и принимающим одновременно. Что важно для психолога.
Вижу, что в заголовке речь про "хорошего и плохого" психолога) Чем по-вашему первый отличается от второго? Вижу в этом определенную оценочность...
№1 | 27 сентября 2021
Кириллова Софья Григорьевна
Митрофанова Елена Петровна, а я безоценосность и не писала как свойство хорошего психолога. :) Безоценочность для меня - инструмент. И применять его стоит, чтобы собрать факты без эмоционального фильтра.
Ну вообще явно есть какой-то континум между абсолютно хорошим и абсолютно плохим. То есть масса вариантов. Предлагаю считать хорошего - эталоном и стремиться к нему. И тогда это тот, кто все эти пункты выполняет всегда.

И еще существует зависимость от контекста: один психолог, работая с одной категорией клиентов и сложностью проблем может это все реализовывать на 5+, а в другом контексте он превращается в плохого психолога. Кстати, оч важно получив 5+, не надеть на себя образ того, что всегда и во всем на 5+. В этом случае многие специалисты начинают винить клиента, что это он довел их до контрпереноса и вот эти все реакции не мои, а его. >:)
№1 | 27 сентября 2021
Анна Сергеевна Шестакова
Кириллова Софья Григорьевна писал(а):
Способность переносить отказ, отвержение - это тоже очень важное свойство специалиста.
Поддержу Вас. Через опыт реакций специалиста клиент обретает качественно новый опыт реакций на себя самого. Как раз так самая незаметная неуловимая ниточка, которая "тянет" изменения)
№1 | 27 сентября 2021
Мария Самойлова
Вижу, что статья старая, но наткнулась на неё и прямо, что называется, откликнулось). Спасибо!
№1 | 17 августа 2022
Кириллова Софья Григорьевна
Мария Самойлова, спасибо!
№1 | 18 августа 2022
[ добавить комментарий ]