Хороший и плохой психологМой блог / Просмотр публикации
Вы знаете (или не знаете), что есть много разных стандартов и гипотез о том, что должен делать хороший психолог. Иногда некоторые вполне логичные стандарты противоречат целям терапии и тому, как специалист видит путь к их достижению. Но! Сейчас не о критике существующих стандартов. Я хочу поделиться своим видением того, что должен мочь психолог, чтобы приносить чаще пользу, чем вред. Я не разделяю позицию, что психолог не может ничего попортить. Но одновременно с тем, если после работы с ним стало хуже, то его (психолога) мнению-оценкам (или предположению клиента о том, какое у него (психолога) мнение) было отдано (клиентом) слишком много власти. В общем я за недоверие к терапевту, и уже писала об этом. :) Психолог может делиться своими оценками в форме гипотез. И эти гипотезы могут быть неверны. Это нормально для исследовательского процесса, который разворачивается на терапии. Психолог - человек. Никакое образование из него его личные переживания и проекции не выбьет. И 100 лет супервизии и личной терапии снизят количество таких штук, но не до ноля. Что точно неизбежно необходимо: способность переносить негативные переживания клиента, не включая защиты. Особенно отрицание или обесценивание. "Это не страшно. С кем не бывает", "Да Ваш муж явно имел ввиду не то, что Вы думаете". Очень тяжело быть помогающим и позволять клиенту иметь другое мнение, даже если это мнение на 100% и создает его проблемы (помнить, что эта гипотеза, а значит 100% - допущение). Способность переносить отказ, отвержение - это тоже очень важное свойство специалиста. Еще важным является способность переносить недовольство клиентом терапией или самим психологом без оправданий, но с готовностью подумать о сказанном на досуге. Клиентская агрессия может быть связана и с его проекцией, и с ошибками специалиста. Отсюда вывод: способность переносить стыд и вину тоже должны быть у специалиста прокачены. Причем не через обесценивание критики, а через метапозицию. Искренний интерес к людям, к тому как они мыслят, как принимают решения тоже необходим. Важно, чтобы психолог знал себя достаточно хорошо, чтобы на сессии замечать свои эмоциональные реакции, и осознавать, за что ЕГО зацепили, за какие ЕГО струнки. Часть из них будут среднестатистической реакцией, часть даже более мягкой, чем в среднем в социуме на подобные проявления клиента, а часть его личными слабыми местами. Ну и ошибиться можно и в вышеперечисленном - тоже ценно это понимать.
Другие публикации:
|
Искренний интерес к людям, к тому как они мыслят, как принимают решения тоже необходим.
Вижу, что в заголовке речь про "хорошего и плохого" психолога) Чем по-вашему первый отличается от второго? Вижу в этом определенную оценочность...
Ну вообще явно есть какой-то континум между абсолютно хорошим и абсолютно плохим. То есть масса вариантов. Предлагаю считать хорошего - эталоном и стремиться к нему. И тогда это тот, кто все эти пункты выполняет всегда.
И еще существует зависимость от контекста: один психолог, работая с одной категорией клиентов и сложностью проблем может это все реализовывать на 5+, а в другом контексте он превращается в плохого психолога. Кстати, оч важно получив 5+, не надеть на себя образ того, что всегда и во всем на 5+. В этом случае многие специалисты начинают винить клиента, что это он довел их до контрпереноса и вот эти все реакции не мои, а его. >:)
Способность переносить отказ, отвержение - это тоже очень важное свойство специалиста.
Добавить комментарий »