Кириллова Софья Григорьевна Психолог, КПТ ДБТ гештальт

Внутренний контролер. Нужно ли его развивать у детей?

Мой блог / Просмотр публикации

Я не из любителей делить личность на субличности. Личность едина, даже когда идет внутренний диалог "частей". 

Применяемые в работе с клиентами разделения условны и используются для наглядности. 

Но иногда выделение отдельных функций психики как объектов бывает очень полезно и наглядно. Поэтому именно контролера я часто использую в работе с клиентами 



Контролер отвечает за то, что проверяет результаты нашей деятельности, помогает планировать будущее с учетом пройденных граблей 

При этом именно контролер приходит к нам со списком, что мы должны, что нужно и как правильно.

При расхождении со списком нам полагается гиена огненная в виде стыда 🔥🔥🔥. А сам процесс проверки часто сопровождается виной (как только возникает гипотеза, что совершена ошибка).

Чувствует себя человек в этот момент очень даже неочень.

Поэтому многие на работу с психологом идут со скрытым запросом "сделайте что-нить с этим гадом-контролером".

Контролер часто проявляется в виде тревоги, направленной на решение проблемы.

Не все проблемы решаемы, и самое большое количество багов в его работе возникает в следующих ситуациях:

1. Требования чек-листа контролера выше воможностей исполнителя

2. Требования были исполнимы в других условиях, но условия изменились и это исполнитель и контролер прощелкали.

3. На кон поставлена вся самооценка человека: "не помоешь руки, человечество тебя отвергнет и сожжет на костре"

4. Человечество воспринимается как монолит, который всегда реагирует единым фронтом, одинаково

5. У человека в детстве было много отвержения за косяки, ошибки всегда драматизировались или одна и та же "ошибка" (возможно, связанная с возрастными или личными ограничениями) получала то положмтельную, то отрицательную реакцию, что привело к формированию беспомощности в желании получить одобрение.

6. Требования вступили в противоречия друг с другом. У нас любят говорить про то, как должен конфликтует с хочу. Но это такая фигня! "Должен" всегда побеждает и нет никакого застревания и мучений.  А вот когда два "должен" сцепились, начинается кровавое месево. И когда "я должен делать то, что хочу" с любым другим "должен" происходит ровно тоже самое. Это больно.

Отказываясь от контролера, человек лишается преимущества, которое дала ему природа, - способности планировать и избегать граблей. Зато избавляется и от боли, связанной с анализом своего поведения. 

Все же развитие цивилизации обеспечивается людьми, которые научились с ним жить. 

Но гиперфункция данного процесса будет почем зря портить нервы, приводя к тревожным и депрессивным расстройствам. 

Чтобы определить, уместен сейчас контролер или нет, важно, сверять его активность с целями (желательно построенными на ценностях) и с имеющимися ресурсами. 

Важно уметь принимать решения, выставлять приоритеты, отказываться от того, что невозможно получить, принимать неопределенность (контролер особенно хаотично активен, когда ничего не понятно). 

Одним из нарушений функций контролера является список "как должно быть" адресованный миру и другим людям, а не себе. Это внешний локус контроля, который сопровождается инфантильностью. Для маленького ребенка это норма. По мере взросления ребенок учится брать на себя ответственность за свое поведение, и принимать условия внешнего мира как условия игры. 

В психотерапии состояние противоположное вышеуказанному называется готовностью: готовностью принимать условия, и действовать. 

И к вопросу о детях.

Если Вы хотите воспитать ответственного человека, у которого никогда не будет тревоги и мук совести, то Ваше воспитание будет непоследовательным.

Если хотите просто ответственного, то важно не перегнуть палку.

Важно научить опираться на свои интересы, отсроченную выгоду. Но это по силам детям старше 7 лет. И эта выгода не должна быть "Вы растешь, получишь хорошую зарплату, если сегодня пойдешь на каток". 

Теги: Вина, контролер, саморегуляция, готовность